Стертая дизартрия — серьезная патология речи

Дизартрия у детей – это патология, которая затрагивает речевой аппарат и значительно влияет на качество и понимание речи. Подобное расстройство зачастую связывают с нарушением деятельности речедвигательного аппарата и функционирования двигательных мышц, отвечающих за артикуляцию.

Диагноз дизартрия ставится при выявлении моторики, звукопроизношения, голосовых и иных функций. В тяжелых ситуациях возможно наступление анартрии, т.е. полное отсутствие речи.

Возможные источники патологии

дизартрия

Дизартрия у детей – расстройство речевого аппарата, которое зачастую сопровождает расстройство артикуляционных движений, фонации, интонации и речевых характеристик звуков. Это приводит к потере речи своей членораздельности и внятности.

Данная патология вызывает немало вопросов у родителей: что это такое и как лечить? Подобная проблема встречается около 5% всего детского населения, но в последнее время количество подобных пациентов беспрерывно увеличивается.

Дизартрия у ребенка занимает одно из лидирующих мест по встречаемости у логопедов. Последние результаты показывают, что данная патология стоит в одном ряду с дислалией и алалией.

Дизартрия речи зачастую связывается с органическими причинами в головном мозгу. Наряду с логопедами данной проблемой занимаются и неврологи, и психиатры. Современные методы диагностики позволяют четко определять локализацию поражения и проводить лечебные мероприятия для стабилизации состояния.

Сегодня существует медикаментозное лечение дизартрии у детей, что позволяет значительно улучшать не только внутреннее состояние маленьких пациентов, но и помогать родителям решать их трудности. Ранее терапия подобного заболевания заключалась лишь в проведении курсов массажа и ЛФК.

Современное разделение дизартрий

классификация дизартрии

Дизартрия речи классифицируется по локализации патологического процесса. Учитывая место поражения речевого аппарата, бывает:

  • Бульбарная форма, которая связана с изменением ядер ЧМ нервов в продолговатом мозге. Степень поражения зависит от количества пораженных нервов. Самые тяжелые состояния наблюдаются при поражении всех нервов — они отвечают за внятную речь;
  • Псевдобульбарная форма связывается с патологией проводниковых путей;
  • Подкорковые формы – поражения подкорковых центров мозга;
  • Мозжечковая форма наблюдается в случаях поражения мозжечка и структур, которые обеспечивают его нормальное функционирование;
  • Корковые — наступают при повреждении коры мозга;

Конечно, встречается множество комплексных форм, которые достаточно сложны для лечения, но многие специалисты дают высокие шансы на успешное лечение.

Стертая дизартрия у детей встречается достаточно часто, но до сих пор нет гарантии в эффективности того или иного лечения. Этиология и морфология данной патологии не позволяет разработать методы, которые удаляли причину и давали положительный прогноз.

Лечение дизартрии при ДЦП во многом зависит от ее клинических форм. Сегодня встречаются спастико-ригидные, спастико-паретические, спастико-гиперкинетические и другие формы, которые значительно влияют на детей.

Первые признаки дизартрии

мальчик говорит

Как указывает практика логопедов, подобная патология обычно подозревается по ряду причин. Если в речи пациентов появляются невнятны речевые конструкции, причина которых заключается в слабой нервной поддержке мышечного аппарата губ, языка, неба, мышц, участвующих в дыхании, то стоит немедленно бить тревогу, так как возможно ухудшения дефектов речи.

Спастичность, гипотония и дистония мышц артикуляционного аппарата – все это является признаками патологии. Особенно стоит быть внимательным в тех случаях, когда они слабо выражены, так как в будущем стертая дизартрия у детей может доставить немало проблем.

Тяжесть и локализация патологического процесса в нервной системе также значительно влияют на выраженность дефектов. При ухудшении состояния наблюдается искажение, пропуск и замена звуков, снижается скорость речи, ее выразительность и понятность. Заметно снижается интенсивность речевых движений. Помните, что полный паралич речедвигательного мышечного аппарата приведет к потере речи.

В будущем стойкость неточностей и невозможность их решения является признаком бурного течения патологии. Дизартрия вызывает нарушения артикуляции всех звуков и букв язык, включая гласные. Шипящие и свистящие звуки произносятся межзубно или с боковым произношением, имеются неточности произношения звонких звуков и изменения твердых в сторону их смягчения.

Многие дети вторично страдают низким качеством слуховой дифференциации звуков, что осложняет процесс фонетического анализа и синтеза. Все это приведет к значительному обеднению словарного запаса и грамматическим знаниям, что в будущем станет причиной низкой социализации ребенка. По этой причине дизартрия может стать причиной общего недоразвития речи или фонетико-фонематического синдрома, а также дисграфии. С подобными осложнениями крайне сложно, практически невозможно, справиться.

Клинические формы дизартрии

devochka

 

Бульбарная дизартрия характеризуется арефлексией, амимией, расстройством сосания, проглатывания пищи различной формы (жидкая/твердая). Кроме того, нарушается жевание, появляется гиперсаливационный синдром, причиной которого является атония мышечного аппарата рта. Звуки по причине неадекватной артикуляции примитивны. Согласные звуки редуцируются до единого щелевого, а также невозможно произвести их дифференцировку.

Псевдобульбарная дизартрия сопровождается спастическими параличами и гипертонусом мышц. Псевдобульбарные параличи сопровождаются нарушениями двигательной активности языка. Пациент зачастую не может выполнить просьбу о поднятии кончика, его отведения в стороны, а также о его статическом удержании. Довольно трудно ребенку переключаться из одной артикуляционной позы в другую. Речь больных с псевдобульбарными нарушениями непонятна, смазана, характеризуется носовым оттенком звучания. Сонорные, свистящие и шипящие звуки воспроизводятся с ошибками.

Подкорковая дизартрия сопровождается гиперкинезами, которые по сути являются непроизвольными насильственными движениями мимических и артикуляционных мышц. Подобные непроизвольные движения могут появляться в спокойном состоянии, но происходит из усиление при начале речевой деятельности, что вызывает артикуляционные спазмы. Тембр и сила звуков нарушаются, наблюдается появление непроизвольных гортанных выкриков.

Подкорковая дизартрия зачастую наблюдается совместно с псевдобульбарными, бульбарными и мозжечковыми патологиями. Все это вызывает брадилалию, тахилалию или речевую дизаритмию, также известную как органическое заикание.

Патология корковой дизартрии имеет много общего с моторной афазией. Зачастую в подобной ситуации наблюдается нарушение произвольных артикуляционных движений. Речевой дыхание, голос и просодика не изменяются. В зависимости от расположения очага повреждения мозга данный тип подразделяется на: кинестетический (или афферентный) и кинетический (эфферентный).

Диагностические мероприятия

дизартрия у детей

Как было упомянуто ранее, весь комплекс диагностических процедур должны проводится специалистами в сферах неврологии, логопедии дизартрии и психиатрии. Неврологическое обследование проводится в объеме, который определяется предполагаемым клиническим диагнозом. Очень важны результаты электрофизиологических исследований, среди которых выделяют следующие обследования:

  • Электроэнцефалографическое;
  • Электромиографическое;
  • Электронейрографическое;
  • Транскраниальная магнитная стимуляция;
  • МРТ ГМ – этот способ дает наиболее полную картину стертой дизартрии у детей;

Конечно, это лишь краткий список процедур, но с их помощью можно установить множество важных фактов о патологии.

С помощью логопедических обследований определяют качественные и количественные речевые и неречевые нарушения. Неречевые симптомы определяются при оценке состояния артикуляционного аппарата, объема доступных движений, качеством мускулатуры мимики и речи, а также характеристики дыхательных движений. Немало внимания уделяется логопедом на речевое развитие.

В ходе обследования оценивается звукопроизношение, темп, ритм, просодика, разборчивость произносимых звуков, синхронность артикуляции, восприятие звуков и уровень речи в целом. Диагностика письменной информации проводится с помощью выполнения заданий на списывание, написание диктантов и осмысление написанных и прослушанных текстов.

Результаты подобных обследований дают достаточно информации для постановки точного диагноза: дизартрия, моторная алалия, моторная афазия и дислалия. Дизартрия лечение которой достаточно непросто, требует точного диагноза.

Лечебные мероприятия

на приеме у терапевта

Терапевтическая работа логопеда должна носить системный характер и совмещаться с фармакологической и реабилитационной работой с пациентом. Для этого проводится сегментарно-рефлекторный и точечный массаж, акупрессура, ЛФК, лечебные ванны, физиотерапевтические процедуры, механотерапия, иглоукалывание, гирудотерапия и многое другое. Все они должны назначаться лишь квалифицированным невропатологом, а все схема должна регулироваться по ходу лечения.

Хороших результатов удается достичь с помощью нестандартных восстановительных процедур. Так, например, порой хорошо помогает дельфинотерапия, сенсорная терапия, изотерапия, пескотерапия и многие другие.

Во время логопедических занятий большое внимание уделяется не только устранению дефектов речи, но и развитию мелких моторных движений пальцев рук, речевого аппарата, различных типов дыхания, голосов и т.п. Все это достигается за счет различных форм деятельности.

Порядок постановочных упражнений устанавливается наличием доступной артикуляции в данный момент времени. Автоматизация звуков достигается за достаточно продолжительный период времени, что вызывает слабое желание у родителей проводить долгие процедуры. Упражнения при дизартрии позволяют достичь ее коррекции даже на самых поздних стадиях.

Каково будущее дизартрии

Положительных результатов можно достичь только в случае ранней терапии данного состояния. Помните, что наилучшие результаты можно достичь лишь в случае совместной работы логопеда, пациента и его ближайшего окружения.

Стертая дизартрия дает больше шансов на успех – навыки правильной речи, которыми овладевает ребенок в ходе ее лечения, помогают ему продолжать обучение в общеобразовательных учреждениях, а помощь от соответствующего специалиста он может получать в поликлинике и школьном логопункте.

доктор логопед осматривает ребенка

Тяжелые формы заболевания невозможно вылечить – можно достичь лишь кратковременного улучшения общего состояния речевого аппарата и его функций. Для должной социализации и получения качественного образования важно помещать маленького пациента в соответствующие логопедические учреждения, где совместная работа с логопедами, неврологами, психоневрологами, массажистами и специалистами по ЛФК помогут достичь ребенку некоторого уровня артикуляционной «грамотности».

Медико-педагогические работы для профилактики дизартрии у пациентов малого возраста с врожденными патологиями мозга должны проводиться с первых дней жизни младенца. Дизартрия в подобном возрасте предупреждается исключением вероятности развития нейроинфекции, травмы мозга и иных нервных структур агентами различной природы, а также исключить какие-либо токсические воздействия.

Итак, несмотря на всю сложность данной патологии, современная медицина разработала ряд методик, которые помогают справиться или облегчить данное состояние. Если Вы столкнулись с подобной патологией, то не стоит отчаиваться – всегда есть шанс на восстановление речевого аппарата ребенка и последующую нормальную деятельность в нашем социуме.

Более того, специальные группы людей всегда помогут Вам и Вашему ребенку в решении внезапно появившихся трудностей. Сегодня без труда можно найти лиц с дизартрией, которые смогли найти свое место в обществе и заниматься своим любимым делом. Дизартрия – не приговор! Всегда есть шанс на общее улучшение состояние.

Кроме того, не забывайте, что лечение дизартрии – очень длительный процесс. Порой встречаются ситуации, в которых первые результаты интенсивной терапии наступают лишь через 18-24 месяцев работы. Подобные результаты показывают, что необходимо продолжать ее лечение в абсолютно любых ситуациях ради Вашего ребенка.

Похожие публикации