Афазия или нарушение речевого аппарата

Афазия, что это такое? Заболевание, симптом или последствие? В медицинской практике это последствие заболевания. Это полное или частичное отсутствие ранее сформированной речи или невозможность ее восприятия. При этом слух и артикуляция остаются в полном порядке. Происходит такое состояние из-за поражения коры больших полушарий мозга, вследствие нарушения кровообращения, черепно-мозговой травмы головы, инфекционных или психических заболеваний. Может выражаться различными нарушениями речевого аппарата. В зависимости от области поражения полушарий развиваются различные типы болезни.

Классификация

афазия

Существует достаточно большое количество классификаций афазий. Но в медицинской практике чаще всего прибегают к классификации Лурии. При ней различают 6 типов заболевания. При этом методика Лурии позволяет не только верно диагностировать заболевание, но и уточнить локализацию. Рассмотрим виды афазий:

  • акустико-гностическая;
  • акустико-мнестическая;
  • семантичекая;
  • афферентная моторная;
  • эфферентная моторная;
  • динамическая.

Описание видов

  • Сенсорная акустико-гностическая – поражается задняя треть верхней височной извилины, находящаяся в левом полушарии. При задействовании этого участка нарушается восприятие речи, но пациент воспринимает ее на слух. На раннем проявлении заболевания, то есть после травмы или кровоизлияния в мозг, речь воспринимается пациентом как набор нечленораздельных звуков. Также и расстраивается речь самого пострадавшего, она абсолютно не понятна окружающим, состоит из нечленораздельных слогов. В основе речевого нарушения данного типа лежит поражение фонематического слуха. Письменная речь нарушается при акустико-гностической афазии в большей мере. И лишь на первых стадиях проявляются грубыми нарушениями счета.
  • Акустико-мнестическая афазия проявляется нарушением средних и задних отделов височных долей. Особенностью этого типа является нарушение слухоречевой памяти. Здесь обнаруживаются сложности при подборе слов и словосочетаний. Этот тип заболевания характеризуется нарушением зрительной памяти, у пациента возникают трудности с названиями слов и их воспроизведения. При написании также существуют проблемы, из-за переизбытка предлогов и несогласования существительных, местоимений и глаголов в падеже, роде и числе. При чтении наблюдаются трудности, так как предложения достаточно длинные и требуют запоминания, а этого пациент осуществить не в состоянии. По этой же причине человек не может записать продиктованный текст.

разговор

  • Амнестико-семантическая форма. В этом случае поражается теменно-затылочная часть мозга. Наблюдается угнетение речи, но проблем со слуховым аппаратом или речевой памятью не происходит. При семантической афазии человек не может разобрать связи между грамматической и смысловой нагрузкой. Восприятие только простых и точных фраз. Еще эта форма проявляется в потере ориентации, месте или времен, не способностью решать простые логические и математические задачи.
  • Кинетическая афферентная, поражены нижние теменные области мозга. Если легкое течение, то разговор беглый, без остановок и пауз, сопровождается жестикуляцией. Тяжелая форма описывается бессмысленным набором звуков и слогов. Но больной полностью воспринимает постороннюю речь и может оценить собственную. На первом этапе повреждения коры в этой области может привести к расстройству понимания, но ненадолго, впоследствии это подвергается восстановлению. Стадия нарушения письма и чтения зависит от тяжести протекания процесса.
  • Эфферентная моторная форма проявляется поражение передних ветвей левой артерии мозга. При начальном повреждении отсутствие речи у пострадавшего, далее проявляет себя не связанностью и некорректными оборотами. Поведение пациентов в основном тихое, молчаливое. Речь, насыщенная длинными паузами и прерываниями текста. Письмо не грамотное, спутанное, переставлены слоги в словах, чтение затруднено. Посторонние разговоры и письмо пациент воспринимает хорошо.
  • И заключительный тип – динамическая афазия. Страдают задние лобные отделы коры больших полушарий. Пациент не теряет речь, она монотонная и очень тихая. Может исправляться, если услышит правильную, грамотную речь. По симптоматике схожа с афферентной и эфферентной формами.

Причины

не понимание разговора

Самой главной причиной является поражение головного мозга в центрах, отвечающих за речевую деятельность. Этому могут способствовать различные факторы, как внутренние, так и внешние. Основными причинами являются:

  • черепно-мозговые травмы, открытого или закрытого типа;
  • инсульты;
  • энцефалит;
  • инфекционные и бактериальные заболевания, особенно это касается людей с иммунодефицитами;
  • новообразования в месте больших полушарий;
  • болезнь Альцгеймера в стадии обострения;
  • операционные вмешательства.

Также существуют факторы риска:

  • семейный анамнез или генетическая предрасположенность к сосудистым заболеваниям и инсультам;
  • люди, достигшие пожилого возраста;
  • внутричерепные кровоизлияния;
  • травмы головы;
  • пороки сердца и ревматизм.

Клиническая

Заболевание характеризуется частичной или полной потерей речи, а иногда чтения и письма.

Симптомы описываются перестановкой или пропусками букв и звуков, а также длительными паузами в разговоре. Если пациент может разговаривать, то речь, как правило, тихая, монотонная и простая. Если заболевание носит тяжелый или прогрессирующий характер, то речь может отсутствовать вовсе. Еще одним симптомом описывается заикание и неуместные включения различных слов и словосочетаний в разговоре. Написание, чтение текстов и решение банальных математических или логических задач вызывает затруднение у пациента, а иногда и невозможность их решить.

Диагностика

логопед

Афазия может встречаться у детей, чаще всего это моторная или сенсорная форма. Это заболевание можно диагностировать после проверки всех детских интеллектуальных процессов, а также ребенок должен пройти специальные тесты. Диагностикой речи занимается логопед, проводится в форме беседы, где специалист определяет имеются и нарушения или нет. Письменная речь проверяется посредством письма, изложения или диктанта. В дальнейшем проводят инструментальные и лабораторные исследования.

У взрослых афазия диагностируется с помощью комплексного обследования и с помощью целой команды специалистов. Первым делом выясняют локализацию заболевания с помощью МРТ и КТ головного мозга, сканирование сосудов шеи, пункция.

Далее проверка речи с помощью диагностики разговора, письма, слухоречевой памяти. Этим занимается нейропсихолог.

Лечение

Классическое лечение – это принятие медикаментозных препаратов и логопедическая коррекция. Но самым главным решением является лечение самой причины заболевания. При тяжелом течении врачи могут прибегнуть к оперативному вмешательству.

К лекарственной терапии относят:

  • ноотропы;
  • препараты общетонизирующие;
  • вазоактивные средства;
  • антидеприсанты;
  • миорелаксанты.

ребенок принимает таблетку

Медикаментозная терапия более эффективна с корректирующими логопедическими мероприятиями. В основе логопедических процедур заложено полное восстановление речи при афазии. Восстанавливать ее следует достаточно долго, но в основном все зависит от стадии и развития болезни. К хирургическому вмешательству прибегают достаточно редко, когда все остальные методы неэффективны.

Прогноз

Результат лечения и реабилитация зависит от области поражения головного мозга. При самолечении можно спровоцировать заикание и нарушение речи, неподдающиеся коррекции. Это заболевание характеризуется тяжелым расстройством, при котором нужно немедленно обратиться за специализированной медицинской помощью.

Игнорирование признаков и неправильное лечение, чревато полной потерей речи. При своевременной ликвидации причины и правильном комплексном лечении прогноз благоприятный.

Похожие публикации